Влами́нк Морис де (Vlaminck) (1876-1958), французский живописец. Динамичные, напряжённо-контрастные по цвету ранние пейзажи в духе фовизма («Красные деревья», 1906); поздние работы - драматически напряжённые, мрачные по колориту («Хижины», 1933).
* * *
ВЛАМИНК Морис де - ВЛАМИ́НК (Vlaminck) Морис де (4 апреля 1876, Париж - 11 октября 1958, Рюэй-ла-Гадельер, Орлеане), французский живописец. Представитель фовизма (см. ФОВИЗМ).
Родился в семье музыкантов, занимался музыкой. Был профессиональным велогонщиком, но из-за травмы был вынужден оставить спорт. Специального образования не получил, в 1893 начал самостоятельно заниматься живописью. Вместе с Руо (см. РУО Жорж), Мангеном, Пюи, Комуэном, Дереном (см. ДЕРЕН Андре) организовал так называемую «школу Шату». В 1899-1906 работал с А. Дереном (сначала в Шату, затем на Монмартре), увлекся творчеством Ван Гога (см. ВАН ГОГ Винсент), став одним из основателей фовизма. Под влиянием Дерена с 1904 стал собирать коллекцию африканских масок. Вламинк хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал «сжечь Школу изящных искусств с ее кобальтом и вермильёнами», в переписке с Дереном в 1905 широко обсуждал проблемы анархизма, участвовал в издании сатирических журналов. Выработал собственный стиль, отличавшийся упрощенной геометризованной трактовкой предметов, тонкими градациями света и использованием ярких контрастных цветов. Его называли «самым диким из диких». На осеннем салоне 1905 выставил восемь своих полотен. Картина «Красные деревья» (1906) принесла ему известность. Был дружен с Пикассо (см. ПИКАССО Пабло). В ряде работ проявился его интерес к кубизму. В 1908 под влиянием Сезанна (см. СЕЗАНН Поль) изменил манеру письма. Несмотря на духовный кризис художника, связанный с началом Первой мировой войны (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18) и разрывом с Дереном, его выставка в 1919 прошла с большим успехом. В произведениях 1920-1930-х годов подчеркивал контраст света и тени, создавая динамичные, эмоциональные картины в жанре пейзажа и натюрморта, отражавшие его увлеченность природой. Эти работы стали относить к французскому экспрессионизму (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ), неоромантизму (см. НЕОРОМАНТИЗМ) и неогуманизму. Выставки прошли в Париже (1933) и Нью-Йорке (1937). В 1944 совершил поездку в Германию, которая послужила поводом для его ареста после войны. Автор книг «Опасные повороты» (1929) и «Пейзажи и персонажи» (1953). В 1956 состоялась его последняя выставка, вызвавшая ожесточенные споры. Работал также в области станковой и книжной графики.